Спорт-Клуб "Парусник" — парусный спорт в Санкт-Петербурге — VOLVO OCEAN RACE
Регаты Сезон 2009 VOLVO OCEAN RACE

27 июня в Санкт-Петербурге финишировала VOLVO OCEAN RACE. Все 8 яхт, стартовавших в гонку, были представлены жителям и гостям города. Финиш ожидался с особым трепетом, т.к. еще никогда прежде Санкт-Петербург не был частью столь грандиозного парусного события.

Этот VOR был во многом особенным. Прежде всего, на новый уровень вышла медийность гонки, ее глобальный охват. Казалось бы, рост современных технологий оставляет парусам все меньше шансов, но ситуация складывается с точностью до наоборот. Технологии спутниковой навигации, интернет, метеорология, современные материалы, достижения в гидроаэродинамике, эволюция подходов к проектированию – все это работает на парусный спорт, открывает его новые грани и создает условия для роста рекордов. Так, на сегодняшний день рекорд кругосветного плавания для моторного судна составляет 61 день (Earthrace, 2008), а для парусного 50 (Orange II, 2005)! Причем в мире парусников рекорды обновляются намного чаще, например, прежний рекорд для моторных судов держался с 1998 года и составлял всего лишь 74 дня. Эти факты позволяют рассматривать финиш гонки VOR как вершину мирового технического прогресса. Но организаторы Volvo Ocean Race 2008-2009 на этом решили не останавливаться и познакомили мир с принципиально новым видом мирового шоу.

На церемонии награждения первым получил приз победитель виртуальной гонки. Эта гонка поддерживалась официальным сайтом VOR и была проведена впервые. В ней приняли участие более 92 тысяч человек из 191 страны! Эта гонка шла параллельно с настоящей. Скорость яхт, дистанция, метеорологические прогнозы были едины. Победитель этой гонки, представитель Голландии, получил приз – автомобиль Volvo C30. Благодаря интернет, парусный спорт позволяет ощутить сопричастность к гонке, позволяет попробовать свои тактические варианты. Это уникальный мировой аттракцион, как по продолжительности, так и по своей аудитории. Кстати, у россиян в виртуальной гонке, как и в реальной, был особый интерес – в ней долгое время шел в лидерах наш соотечественник, проживающий в Канаде - он выступил под ником «Ariadna».

Но, конечно, главной причиной особого внимания россиян к VOR 2008-2009 стало участие нашей яхты «Касатка». Организатором этого проекта стал предприниматель из Санкт-Петербурга Олег Жеребцов. Со времен советской «Фазиси», украинских «Одессы» и «Гетмана Загайдачного» прошло достаточно много времени. Эти первые попытки были во многом ознакомительными. По мнению самих участников тех событий, главной задачей было принять участие. Сейчас же цели были более амбициозными – включиться в борьбу за призовое место, поэтому финиш в Санкт-Петербурге ожидался особо.

К сожалению, проект Олега Жеребцова стартовал слишком поздно. Участники синдиката, анализируя причины низкой скорости и финансовых затруднений, признают на пресс-конференциях ряд организационных ошибок, допущенных на разных стадиях этого проекта, но главной проблемой был слишком поздний старт кампании. Это не позволило подключить к проекту лучших конструкторов. В итоге, строительством яхты занимались люди без опыта участия в проектах VOR. Корпус яхты не вписывался в расчетный вес, что привело к необходимости облегчать бульб на тонну (вес яхты составляет 14 тонн, 7 из которых составляет вес бульбы киля). Существенную потерю в весе балласта конструкторы обещали компенсировать шириной лодки. Действительно, восстанавливающий момент корпуса «Team Russia» был самым высоким во флоте, но полноценной компенсации не получилось.

Проблемы лодки заключались также в обводах кормы. Яхта проектировалась на крен в 18 градусов, но практически оптимальный крен был больше 20-ти. Это приводило к тому, что слом кормовой линии нарушал течение воды. В итоге, корма глубоко погружалась в воду, что в свою очередь влекло уже зарывание носа. «Касатка», это единственная яхта с ярко выраженными реданами в носовой части, но они работали только в условиях ровной воды, в океане же никакой дополнительной подъемной силы в носу они не создавали. При движении даже зрительно было видно, что лодка роет носом.

Низкий скоростной потенциал был замечен только после спуска яхты на первых выходах. Проблемы с расчетным весом привели к задержке сдачи лодки и минимизировали тренировочное время до предела. Практически, лодка на 100% была готова лишь к старту кругосветной регаты. Экипаж, зная о скоростном потенциале яхты, вынужден был сильно рисковать при принятии тактических решений. Авантюрную тактику «Team Russia» заметили многие зрители гонки, следившие за ней в реальном режиме времени. К сожалению, этот риск себя не оправдал.

Но были и положительные моменты, которые стимулировали команду. Яхта была сделана с большим запасом прочности. Это заметили даже посетители яхты, по более мощным краспицам, например, и многому другому. Сами гонщики могли позволить нести больше парусов, когда остальные команды были вынуждены снижать нагрузки на технику. Паруса оказались выше ожиданий. Например, фирма, комплектующая «Касатку» предложила геннакер, у которого фактически было два шкотовых угла. Этот геннакер не имел такого сильного изгиба на выходе потока, как у обычных геннакеров, и показал себя великолепно. Он стоял в широком диапазоне силы ветра, курса, и позволял вести яхту достаточно устойчиво. Все это проявилось в тот момент, когда Team Russia на одном из этапов успела заскочить на уходящий циклон, при этом отставая от флота на 200 миль. Наша команда методично стала приближаться к соперникам, что в итоге привело к шестому месту. В этот момент команда даже ночью не снижала нагрузок, хотя все остальные соперники уменьшали парусность.

К сожалению, проблемы финансового характера не позволили «Касатке» завершить гонку. Первоначальный бюджет планировался в районе 5 миллионов долларов, но фактически он был превышен более чем в три раза. Олег Жеребцов на пресс-конференции в Москве отметил, что расходы нуждаются в постоянном контроле и оптимизации, так, некоторые команды смогли уложиться в заявленные цифры. Несмотря на всю огромную работу по привлечению спонсоров, деньги на продолжение гонки не были найдены. Основной причиной называется финансовый кризис. К счастью, в последний момент нашлись деньги на участие яхты в заключительном этапе с финишем в Санкт-Петербурге.

Много разговоров вызывает слабое представительство россиян в команде. По признанию Родиона Луки, который был единственным русскоговорящим на старте гонки, россияне имели большое преимущество при отборе. Многие проходили отбор, но самым серьезным камнем преткновения стало знание английского языка. Родион также отметил важность желания попасть в команду, например, он уверен, что достаточно было приехать на тренировочные сборы со своим спальным мешком – работы было так много, что соискателя обязательно бы привлекли. Нужно заявлять о себе, ведь никто никого не знает. Правда, практика легионеров отнюдь не нова, так на Puma был лишь один американец, а на Ericsson 4 шведа не было ни одного…

СПОРТ КЛУБ ПАРУСНИК активно участвовал в приеме финиша гонки. Окно для финиша было установлено организаторами с 10.00 до 13.00 субботы 27 июня. Тем не менее, наиболее скрупулезные яхтсмены ожидали финиш намного раньше, полагаясь на свой собственный опыт хождения по этому маршруту. Опасения развеивали сами организаторы, уверяя, что в случае слишком высокой скорости, яхты пойдут на дополнительный треугольник. Однако, в 22.00 пятницы стало понятно, что яхты прибудут на финиш в 5.00 утра, даже с учетом удлиненной дистанции. В итоге, финиш встречало порядка 25 судов… Это очень мало для Санкт-Петербурга. По мере того, как лодки финишировали, количество встречающих увеличилось примерно в два раза. Свидетели финиша не пожалели затраченных усилий. За лидерство на этапе боролись «Telefonica Black» и «Puma». На финише их разделило всего 30 секунд! Зрелище было во многом уникально – потрясали размеры яхт, оверштаги с закруткой «кода зеро». Кто-то перестраховывался, перетягивал и финишный галс шел в увал. «Telefonica Black» с рулевым Фернандо Эчивари контролировала Пуму и выиграла гонку.

Кстати, Фернандо Эчивари признавался лучшим яхтсменом года по версии ISAF, он известен по выступлениям в классе Торнадо. То, что первая и единственная победа Телефоники состоялась в России есть и своя закономерность. Совсем недавно Эчивари приезжал на чемпионат России в Анапу тренировать экипаж Сергея Джиенбаева. Кроме гонок, Фернандо занимается производством. Так, например, на одном из катамаранов, стоящих в Анапе, он узнал свое изделие – интегрированный бушприт. Можно сказать, что шкипер Телефоники был на знакомой территории, по крайней мере, по сравнению с другими своими соперниками.

Среди встречающих была 100-футовая шведская макси-яхта «Hyundai», а «Delta Lloyd» встречал голландский буксир. Яхты Farr-30 должны были встречать участников океанской гонки у форта Александр I. Там же дефилировали яхты Сантер-760. На самом форту компания Volvo организовала торжественное мероприятие для своих лучших сотрудников и клиентов. Показательно впечатление экипажей от захода в Санк-Петербург. Поначалу, складывался вид обычного портового города - много промышленных объектов и портовых сооружений, но по мере продвижения в Неве, все перевернулось – открылись потрясающие, незабываемые панорамы. Несмотря на плохую погоду и сильнейшую усталость, финиш в Санкт-Петербурге был отмечен высоко.

Торжественный проход под разведенными мостами был назначен на 17.00. Яхты дождались друг друга на финише и парадом под гротами прошли дамбу, форт Александр I, Кронштадт и далее по Невской губе в Неву. У Благовещенского моста яхт ожидала пауза, которая позволила собрать яхты и катера гостей. Ровно в 17.00 мосты были разведены. Первой шла яхта «Adventure», подаренная Санкт-Петербургу Королевским военно-морским флотом Великобритании. Эта яхта участвовала в кругосветной гонке в далеком 1972 году. Первой из яхт VOR вошла «Касатка». На фоне «Adventure» можно было увидеть взрывообразную эволюцию парусных судов за последние 30 лет. Яхты заходили в соответствии занятым местам, но в обратном порядке. Последним вошел победитель регаты «Ericsson 4». В момент прохода Дворцового моста участников кругосветной гонки встречал фейерверк.

Гоночная деревня расположилась на пляже Петропавловской крепости и была открыта для посещения. Жителей и гостям города были предложены интерактивные развлечения для детей, музыкальные и концертные программы, на больших экранах постоянно велась трансляция VOR-ТВ. Среди всех торжественных мероприятий главной была церемония вручения призов за Гонку, которая состоялась утром следующего дня. Все, кто пришел в гоночную деревню, смогли познакомиться с парусной культурой. Можно было видеть детей на Оптимистах, а рядом большие океанские гоночные машины. Раздавались проспекты с адресами питерских парусных школ, продавалась парусная атрибутика. Желающие могли покрутить мельницы, либо испытать перегрузки, которые возникают при движении яхты на специальном аттракционе.

На яхтах VOR побывали и питерские яхтсмены. Причем некоторые помнили ощущения от прошлогоднего посещения яхты «Лента» предыдущего поколения. Было отмечено очень много изменений, например, на современных яхтах был отмечен меньший комфорт. В частности, штурманское место на Касатке теперь было под кокпитом - а там довольно низко. Отмечалось сходство со знакомыми в Питере яхтами Farr-30, внутри которых нет ничего лишнего. Примечательно, что Farr-30 приспособлен лишь к дневным гонкам.

Сами яхты сильно отличались друг от друга. Отличия можно заметить в кокпитах, рубках, бушпритах, расположении лебедок, рангоуте и пр. Даже Эриксоны отличались друг от друга - у «четвертого» были более полные носовые обводы, что соответствовало общим тенденциям. Поразили системы гидравлики на оттяжках и киле, а также раздаточный механизм мельниц. Так, все три мельницы можно было вывести на одну лебедку и вращать ее с очень малой скоростью.

По мнению Георгия Шайдуко, который принимал участие на заключительном этапе на «Касатке», тренировки на лодках VOR могли быть очень полезны нашей олимпийской сборной - лодка поражает своей спортивностью и динамикой. Пока же известно, что «Касатка» будет перегоняться в Копенгаген.

СПОРТ КЛУБ ПАРУСНИК желает Олегу Жеребцову удачи и благодарит за Преодоление! Невозможно переоценить этот вклад в развитие парусного спорта, как в Санкт-Петербурге, так и во всей нашей стране!

Благодарим Юлию Рояк и Антона Силякова за предоставленные фотоматериалы

Имя
Пароль
 Запомнить  меня